Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического изучения при анализе себестоимости. Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
учёт и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
определение оптимальных размеров предприятия;
экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
установление динамики и степени выполнения плана по себестоимости;
определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;
анализ себестоимости отдельных видов продукции;
выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Таким образом, изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятиях. Но для правильной оценки и анализа себестоимости продукции недостаточно знать лишь определение этого показателя. Очень важной стороной в этом вопросе является рассмотрение и изучение статей затрат предприятия, включаемых в себестоимость.
В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства;
в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки. Из всего сказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях. Этим и определяется актуальность темы данной дипломной работы.
Легкая промышленность - это отрасль, включающая более 20 подотраслей, объединенных в три группы - текстильную, доля, которой в общем объеме производства составляет 48,2%, швейную (30,1%), кожевенную, меховую и обувную (20,9%).
В легкой промышленности около 15 тысяч организаций (в том числе 2818 средних и крупных) с общей численностью занятых 600 тыс. чел., преимущественно женщин. Анализ показал, что основными факторами, резкого ухудшения положения дел в текстильной и легкой промышленности, являются: высокая степень морального и физического износа основных фондов (70%), слабая инвестиционная активность в отрасли, приводящая к недостаточному уровню конкурентоспособности, а так же высокий уровень импорта.
В нестабильных современных условиях хозяйствования предприятия вынуждены регулярно менять свои целевые установки, что затрудняет оценку существующего состояния предприятия, его место на рынке и в конечном итоге не позволяет делать прогнозы, определять стратегию развития как самих предприятий, так и отрасли в целом.
Целью
дипломной работы является анализ себестоимости продукции и выявление резервов ее снижения на примере обувной фабрики ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».
Задачи работы включают:
1. Изучить теоретические аспекты анализа себестоимости продукции;
2. Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;
. Выявить резервы снижения себестоимости продукции;
. Определить основные предложения по снижению себестоимости.
Предметом
изучения являются факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции.
Объектом
исследования в данной работе является анализ себестоимости продукции на примере ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».
В первой части дипломной работы представлены методологические основы понятия себестоимости продукции. Здесь рассмотрены: методы определения себестоимости продукции и их особенности, методы планирования себестоимости продукции.
Вторая часть представляет собой организационно-экономическую характеристику предприятия, анализ выпуска продукции предприятия, анализ общей суммы затрат на производство продукции, анализ себестоимости отдельных видов продукции, а также анализ затрат на 1 руб. товарной продукции и анализ рентабельности продукции (по видам) и в целом по объему производства. Здесь же представлены основные мероприятия по использованию внутренних резервов для снижения себестоимости продукции и их экономическое обоснование.
Методологические основы понятия себестоимости продукции
Анализ динамических показателей производства
В настоящих условиях для большинства хозяйствующих субъектов характерна реактивная форма управления финансами, то есть принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы. Такая форма управления порождает ряд противоречий между ...
Анализ деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь
Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения, составляющего около трети жителей страны. Качественные и количественные характеристики госу ...