Однако кризисы XIX и начала XX веков несли в себе и свое лечение. По мере развития кризиса цены на товары падали ниже и ниже, создавая, тем самым потенциальную возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса.
После первой мировой войны кризисы регулярно сотрясали экономику западных стран. Однако характер их стал несколько иным, особенно после кризиса 1929-1933 годов.
Грандиозный биржевой крах в «черный вторник» 29 октября 1929 года положил начало кризису, который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, резкое сокращение прибылей, катастрофический кредитный кризис, обесценивание валют, катастрофическое падение курса ценных бумаг - далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими.
Кризис 1929-1933 годов заставил правительства многих стран предпринять попытки вывода национальных экономик из экономической пропасти.
Наиболее грандиозная попытка преодоления кризиса с помощью государственных мероприятий балы проведена в США.
Сущность ее заключалась в следующем:
а) спасение кредитной системы путем гарантирования вкладов государством;
б) снижение бремени долгов на 40% путем обесценения доллара;
в) повышение цен на сельскохозяйственные продукты посредством предписываемого и субсидируемого государством сокращения производства;
г) содействие образованию монополий, во многих случаях означавшее собой принудительное картелирование;
д) борьба против безработицы путем организации общественных работ;
е) регулирование заработной платы.
Активизация экономической роли государства и антикризисное регулирование дали определенные результаты, и уже более полувека рыночная экономика не сталкивается с сокрушительными потрясениями, аналогичными катаклизмам 1900-1901 или 1929-1933 годов.
Вместе с тем промышленные кризисы продолжали отражаться на динамике процентных ставок, прибыли, издержек производства, заработной плате до середины 70-х годов.
В условиях падения спроса наиболее всего страдают следующие отрасли:
отрасли промышленности, которые выпускают средства производства (производственное и с/х оборудование), так как инвестиции в средства производства резко уменьшаются;
производства, выпускающие потребительские товары длительного пользования, потому что население начинает откладывать покупку этих товаров;
строительная промышленность, т.к. уменьшается спрос на строительство жилых и промышленных зданий.
На отрасли промышленности, производящие инвестиционные товары и товары длительного пользования уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на объем производства и занятость, так как на этом рынке господствуют небольшое количество крупных фирм, вследствие чего они обладают достаточной монопольной властью, чтобы в течение определенного периода противодействовать понижению цен. В фазе подъема эти отрасли получают наибольший стимул для развития.
Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад. Люди должны есть и одеваться, поэтому эти покупки нельзя надолго отложить. Падение спроса больше отражается на ценах чем на уровне производства, так как эти отрасли отличаются низкой концентрацией.
В условиях кризиса предприятия с крупным капиталом и большими финансовыми возможностями сохраняют возможность получения прибыли путем сокращения издержек производства. Средние и мелкие предприятия, особенно не обладающие высокопроизводительным оборудованием и технологией, не могут стабилизировать ухудшающееся экономическое положение и зачастую терпят банкротство. Разорение слабых в техническом отношении предприятий имеет свои плюсы для промышленности в целом, так как ведет к повышению общего уровня производительных сил.
Работоспособность человека, пути её сохранения
Труд - это процесс преобразования ресурсов природы в
материальные, интеллектуальные и духовные блага, осуществляемый и (или)
управляемый человеком, либо по принуждению (административному, экономическому),
либо по внутреннему ...
Пути увеличения объёма производства и реализации продукции
По мере становления России на рыночный путь развития экономики повышается
роль таких показателей, как объем производства и реализации продукции
предприятия. Именно эти показатели являются решающим фактором формирования
прибыл ...