Прибыль является абсолютным показателем, характеризующим экономический эффект, но с ее помощью невозможно оценить уровень эффективности деятельности предприятия. Для этого используются показатели рентабельности.
Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов. В основе построения показателей рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет включают чистую прибыль или прибыль до налогообложения) или к затратам на производство и реализацию продукции, или к доходу от реализации продукции, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют степень его прибыльности, уровень доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.
Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций. Общая формула расчета рентабельности такова:
, где
- рентабельность;
- прибыль предприятия;
- показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.
В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условий деятельности предприятия, могут использоваться:
• прибыль до налогообложения;
• чистая прибыль.
В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего применяются показатели прибыли до налогообложения.
В знаменателе могут использоваться такие показатели как:
• активы (или капитал) предприятия;
• собственный капитал;
• краткосрочные активы:
• долгосрочные активы;
• доход от реализации продукции;
• затраты на производство и реализацию продукции (в РК они складываются из себестоимости реализованной продукции и расходов отчетного периода).
Использование такого обширного состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в аналитической работе отображает сложность финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
С помощью каких бы показателей не рассчитывалась рентабельность, ее увеличение означает повышение эффективности использования ресурсов и, опосредованно, улучшение финансового состояния предприятия. Рост отмеченных показателей в динамике является положительной тенденцией экономического и финансового развития предприятия.
Основными путями повышения рентабельности на предприятии являются:
снижение затрат на производство и реализацию продукции;
наращивание объемов производства продукции;
рост цен на продукцию в результате улучшения ее качества и повышения технического уровня продукции;
совершенствования структуры и улучшения использования основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств;
совершенствование структуры капитала и источников его формирования;
повышение уровня организации производства и управления и др.
В условиях развитых рыночных отношений значительно расширяется сфера применения показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат.
Пути увеличения объёма производства и реализации продукции
По мере становления России на рыночный путь развития экономики повышается
роль таких показателей, как объем производства и реализации продукции
предприятия. Именно эти показатели являются решающим фактором формирования
прибыл ...
Анализ деятельности турагентства ЗАО Спутник-Донецк
Туристическая отрасль приобретает все большее значение для развития экономики и социальной сферы в Украине, стремительно интегрируется в мировую туристическую индустрию. Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма явля ...