В России в настоящее время около 5,5 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, их доля в ВВП страны составляет 24%. Много это или мало? Если сравнивать с развитыми рынками, то ответ вряд ли порадует. Например, в Германии доля малого бизнеса в ВВП составляет 49%.Такими данными поделился директор департамента проектов малого и среднего бизнеса "Внешэкономбанка" Алексей Эскиндаров на российско-германском форуме "Посткризисное развитие: перспективы устойчивого роста и инновационного развития". Однако малый и средний бизнес будет развиваться. Тем не менее, жизнь предпринимателей в России связана со множеством проблем, решить которые помогут объединенные усилия власти, бизнеса и банков
Предпринимательское сообщество малого бизнеса на территории РФ разнородно и разным предпринимателем требуется разная поддержка. Наряду с этим в России есть немало людей, желающих работать на себя. Однако, даже имея средства на создание собственного бизнеса, малые предприниматели зачастую не имеют возможности его развивать. Нередко основным барьером в становлении бизнеса становится низкий уровень информированности о существующих программах поддержки, нормативных актах и возможностях, которые существуют в сфере малого бизнеса, а также низкая активность самих предпринимателей. Совокупная программа поддержки малого предпринимательства охватывает не более 1-2% предпринимателей, остальные 98% - остаются один на один со своими проблемами.
Среди них можно выделить проблемы разного рода: в правоприменительной практике, в налоговой сфере, в области финансирования и получения кредита. Сами банкиры говорят, что поддерживать малый и средний бизнес должно в первую очередь государство. Однако возможности программ государственной поддержки слишком ограничены, на финансирование может рассчитывать только один из пятидесяти предпринимателей. [3]
В начале мая 2011 года был проведен очередной раунд опроса представителей российского бизнеса. Сводный «Индекс деловой среды РСПП» показал уверенную позитивную динамику и достиг максимума с ноября прошлого года на уровне 52,5 пунктов. Субъективное восприятие экономической среды бизнесом по-прежнему в отрицательной зоне -3.1 пункта. И хотя, согласно данным Росстата, рост промышленного производства в апреле ускорился, а темпы роста цен показали минимальные значения в 2011 году, общая неопределенность, усугубляемая началом предвыборного цикла, ведет к негативным оценкам деловой среды.
На федеральном уровне власти часто заявляют о приоритете и важности малого предпринимательства и необходимости его всесторонней поддержки. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который, казалось бы, должен был значительно улучшить положение частных предпринимателей. Однако данный закон не предусматривает одну из важных составляющих организации малого бизнеса - специальные кредиты на льготных условиях. Поэтому решение проблемы кредитования малого бизнеса ложится на плечи местных органов власти и банковских структур. И, хотя за последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%, потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%.
Закономерно возникает вопрос о наличии определённых факторов, которые не дают возможность для интенсивного развития сферы кредитования малого бизнеса. К наиболее важным проблемам кредитования малого предпринимательства относят непрозрачность российского малого бизнеса, отсутствие надежных залогов (поскольку большинство представителей указанной сферы не являются владельцами ликвидного имущества) и недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. На сегодняшний день свыше половины заемщиков оформляют банковские кредиты для покрытия текущих затрат. Около 25% клиентов в качестве цели получения займа указывают покупку оборудования, транспортных средств, специальной техники. Остальные предприятия за счет заемных средств планируют приобрести коммерческую недвижимость либо открыть новое направление в бизнесе. Однако свыше 15% заявок на получение бизнес кредитов банкиры отклоняют.
Основные показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа
Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается
на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной
адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получе ...
Анализ производственного потенциала ООО Алза
производственный потенциал финансовый
Являясь основным звеном народнохозяйственного комплекса, предприятие концентрирует в себе все ресурсы производства. Здесь развертываются главные экономические процессы, создается и приумножается наро ...