Применение стандартных решений макроэкономической концепции в условиях неадекватной микроэкономической среды сопровождается разрушением значительной части производственного потенциала, в результате экономика отделяется от равновесного состояния.
Игнорирование реальных экономических процессов на микроуровне, прежде всего реального экономического поведения хозяйствующих субъектов, приводит к провалу макроэкономические программы перехода к рынку. Ошибка проводимого реформирования экономики заключается в постулировании рациональности экономического поведения хозяйствующего субъекта в рыночной конкурентной среде. Практика хозяйствования убедительно подтверждает ограниченную способность хозяйствующих субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.
Достижимость макроэкономических целей, если отсутствуют стимулы (активная инвестиционная поддержка региональной экономики) и условия для устойчивого функционирования хозяйствующих субъектов (например, обеспеченность оборотными средствами) весьма проблематична.
Региональная экономика подвержена ряду факторов внешней среды:
нехватка собственных оборотных средств;
ограниченность ресурсов денежного рынка;
депрессивное налоговое воздействие на экономику товаропроизводителей, особенно малого и среднего уровня;
дисбаланс в воспроизводственном механизме;
нестабильность хозяйственных связей.
Закономерно, что вследствие неадекватного экономического поведения субъектов хозяйствования экономическая безопасность регионов находится под угрозой.
Таким образом, обеспечение экономической безопасности регионов требует разработки и осуществления комплекса мер в рамках программ социально-экономической безопасности и устойчивого развития субъектов Федерации. К первоочередным мерам относятся:
создание децентрализованного механизма структурной реорганизации региональной экономики;
обеспечение занятости населения и государственной поддержки создания рабочих мест в количестве, достаточном для снятия угрозы экономической безопасности регионов;
селективная инвестиционная поддержка экономического развития приоритетных, конкурентоспособных производств;
реальный сбор налоговых платежей;
переориентация налоговой системы на активное использование налоговых потенций производительного капитала в сфере малого предпринимательства;
активная поддержка предприятий с преимущественным участием государственного капитала;
противодействие организованной преступности и коррупции в сфере экономической деятельности.
Все эти меры практически могут быть осуществлены лишь при значительном усилении властных функций государства, активизации рыночных и административных методов регулирования, при возрастании роли государства как гаранта стабильности социальных и экономических процессов.
Основные показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа
Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается
на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной
адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получе ...
Анализ динамики развития потенциала Оренбургской области
В условиях научно-технического прогресса быстро растет роль информации, специфического ресурса эпохи научно-технической революции. Знания становятся самым ценным жизненным продуктом. Информация - необходимое условие и элемент любой производ ...