Вторым условием рационального построения производственного процесса является плановость или последовательность и систематичность трудового процесса.
Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать чередование различных форм труда с периодами отдыха. Это условие заложено в принятый в данной организации распорядок дня, предусматривающий оптимальную продолжительность и организацию труда и отдыха, в том числе для некоторых видов труда - приема пищи и сна.
Все эти три условия связаны с тем, что эффективность труда человека не постоянна и меняется под влиянием различных факторов. Специалисту по работе с персоналом следует учитывать, что колебания производительности труда человека отмечаются в зависимости от фазы деятельности, времени года, времени суток, недельного ритма, погодных условий, климатического пояса и т.д.
В зависимости от специфики производственной деятельности коллектива и, соответственно, кривой производительности труда, необходимо реализовать следующие мероприятия по режиму труда и отдыха:
· перерывы на отдых, их количество, периодичность, занятия во время перерывов;
· изменение темпа (ритма) работы;
· сменяемость производственной деятельности в течение рабочего дня;
· использование музыки во время работы.
Перерывы на отдых должны организовываться в соответствии со следующими принципами:
1. Необходимо соблюдать постоянный ритм труда и отдыха, т.е. не нарушать время начала отдыха и возобновления трудового процесса. Это позволяет уменьшить длительность периода «врабатывания» после перерыва.
2. Не менять часто введенный режим.
. Перерывы на отдых должны быть чаще во второй половине дня.
. При монотонной работе перерывы необходимо проводить чаще, но не продолжительные.
. Длительные перерывы неэффективны, т.к. они нарушают привыкание к работе.
. Для каждого вида труда необходимо свое чередование труда и отдыха. Известно, например, что большую роль в усвоении материала играют перерывы в учебе. В средней школе длительность урока равна 40-45 минутам. Это связано с временем сохранения устойчивого внимания к объекту изучения. В высшей школе учебные занятия проходят спаренными часами по 80-90 минут. Негативные стороны спаренных часов заключаются не только в образовании застойных процессов в организме, но и, как следствие, - в сниженной интеллектуальной активности слушателей после 40-45 минут занятий.
Помимо оптимального режима труда и отдыха на сохранение работоспособности человека влияет учет психологических факторов и условий работоспособности сотрудников организации, а также специфики функционирования психических процессов в ходе их деятельности. В соответствии с принципами оптимального труда, нужно всегда помнить о роли мотивации, потребностей, установок и позиции личности в труде.
Основные показатели социально-экономического развития Уральского федерального округа
Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается
на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной
адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получе ...
Организация финансово-экономической деятельности ООО Лениногорское управление тампонажных работ
ОБЩЕЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДПРИЯТИЕМ
...