Пищевая промышленность страны представляет собой одну из крупных отраслей промышленности, включает десятки подотраслей, объединенных в четыре блока: пищевкусовая, мясомолочная, рыбная и мукомольно-крупяная промышленность. Эти отрасли насчитывают в своем составе более 5,0 тысяч крупных предприятий и 15 тысяч предприятий малого предпринимательства, специализирующихся на производстве продовольственных товаров путем переработки как первичного сырья (сахарная, плодоовощная, мясомолочная, мукомольно-крупяная, табачная), так и вторичного (хлебопекарная, макаронная, кондитерская, ликероводочная, пивоваренная и др.).
За счет продукции пищевой промышленности на 80-85 % формируются продовольственные фонды и создаются стратегические запасы продовольствия в стране (консервы, сухие смеси и т.п.). Качественная оценка отечественного продовольственного рынка зависит от удельного веса в его структуре продукции глубокой переработки. И, в конечном счете, от объема производства продуктов питания, их ассортимента, качества и цены зависит не только уровень жизни населения, но и его физическое выживание. Поэтому пищевую промышленность в системе народнохозяйственного комплекса страны по праву относят, к числу особых стратегических социально-значимых отраслей, обеспечивающих совместно с сельским хозяйством продовольственную безопасность, а через нее - экономическую и национальную независимость, в конечном счете - государственность страны. В связи с этим обеспечение продовольственной безопасности во всех странах является одной из приоритетных задач государственной политики, даже по сравнению с военной. Исходя из этой основополагающей цели, исторически сложилось, что во всех странах идет постоянный поиск новых путей ее обеспечения, совершенствования механизма взаимоотношений между сельским хозяйством и пищевой промышленностью на основе формирования различных региональных объединений, комплексов.
Объективной основой развития региональных комплексов является разделение и кооперация труда, в результате чего различные виды деятельности обособляются в качестве отраслей и подотраслей, что приводит к сосредоточению на территории каждого региона определенного количества предприятий. При этом одновременно появляется сложная система связей и отношений между участниками регионального производства, обусловливающая необходимость кооперации труда. Но вместе с тем простая кооперация еще не означает, что уже сформирован комплекс.[1, с.89]
В пищевой и перерабатывающей промышленности, также как и в целом в народном хозяйстве, происходят глубокие социально-экономические и технологические преобразования. Складывается новый механизм функционирования производства, при котором возрастает ответственность предприятий и исполнителей за количественные и качественные результаты работы.
Рыночные преобразования в корне изменили и расширили взаимодействие предприятий пищевой промышленности с новыми рыночными структурами как внутри страны, так и с зарубежьем (ближним и дальним). В целях повышения эффективности деятельности предприятий сняты практически все ограничения, которые остались в плановой экономике. Для предприятий открыт доступ на различные рынки, быстро формирующиеся в стране (рынок средств производства, сырья, рабочей силы, фондовый, инвестиционный) и зарубежные. При этом по объему, качеству и удельному весу отечественной продукции глубокой переработки на продовольственном рынке страны (региона) можно судить о состоянии всех отраслей пищевой промышленности. Так, в развитых странах удельный вес продукции глубокой переработки в розничной торговле составляет 85-90 %, в развивающихся - 15-20 %, в России - до 30 %.
Другие характерные черты пищевой промышленности России:
продовольственная экспансия производителей пищевой продукции зарубежных стран сдерживает развитие местных предприятий;
технологический потенциал предприятий не соответствует современным требованиям: только 19% активной части фондов соответствует современному уровню, 25% подлежат модернизации, 41%-замене;
высокая степень износа основных производственных фондов: на отдельных предприятиях до 75%;
недостаток оборотных средств для приобретения сырья, обновление основных фондов;
низкая загрузка производственных мощностей;
сокращение сырьевой базы;
К задачам государственного регулирования и поддержки отечественных производителей продуктов питания относятся следующие:
техническое перевооружение и создание новых производств, внедрение новых технологий;
создание благоприятных условий для обеспечения экономической эффективности и финансовой стабильности предприятии, повышения налоговой эффективности отраслей;
ориентация предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности преимущественно на эффективное использование сырьевых ресурсов государства;
Анализ деятельности пенсионного фонда в Республике Беларусь
Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения, составляющего около трети жителей страны. Качественные и количественные характеристики госу ...
Анализ социально-экономического развития Республики Бурятия
Проблемы устойчивого и согласованного
социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются
как никогда актуальными на современном этапе становления России как
равноправного и стабильного члена миров ...